Новости
Мукомолы Казахстана стоят на грани рентабельности
Такое заявление делает президент Союза зернопереработчиков и мукомолов Казахстана Евгений Ган по завершении маркетингового года, хотя при этом отмечается, что экспорт достиг на конец года рекордных показателей. Зато в течение 2011-2012 МГ мукомолы сидели на своих мешках. Нонсенс, перевалке продукции за рубеж не способствовало даже эмбарго на экспорт наших главных конкурентов на рынке зерновых и муки - России.
У этого явления есть свои причины, о которых мы будем говорить отдельно, а сейчас - интервью «КазахЗерно.kz» с Евгением Альбертовичем. Это открытый разговор о том, как выжила отрасль в непростых условиях, на что еще надеются мукомолы Казахстана, что обещают взамен.
- Мы говорили об этом неоднократно. Для мукомолов сейчас не лучшие времена. Вне зависимости от того, как складываются цены и прочие обстоятельства. Это тема злободневная и требует отдельного разговора. Этот маркетинговый год мы делим условно на две половины - по календарному признаку. И его половина в 2011-м по сравнению, к примеру, с 2010-м была для нашей отрасли гораздо менее удачной. Она проходила под знаком очень маленьких продаж. И только с сентября 2011-го ситуация стала исправляться, и мы получили объемы, которые мы сейчас реализуем на внешнем рынке. Ведь по большому счету это показатель востребованности всего нашего мукомолья, потому что большую часть производимой нами муки мы подаем на экспорт, понятное дело - внутренний потенциал мы закрываем. От того, насколько мы представлены на экспортном рынке, зависит жизнеспособность отрасли в целом. Если брать первую половину двенадцатого, то за пять минувших месяцев мы перевалили за границу около миллиона тонн муки. Что по большому счету - исторический рекорд, которое мукомолье Казахстана до этих пор не знало. Но за этими цифрами есть другая сторона. Дело в том, что рекордный урожай 2011 года привел к тому, что на рынке стало очень много «серого» зерна, то есть не учтенного. В работу было вовлечено очень много предприятий, которые работали на этом зерне. Объемы были, но оно не попадало в статистику, не было учтено, как казахстанское зерно. Из него в последствии делалась «серая» мука, и это давило как на внутренний, так и на внешний рынок. И теперь весьма любопытно взглянуть на отчет статагентства, в котором, я полагаю, учтен весь объем экспорта. Но в другом их отчете, и это тоже мое предположение, наверняка, уменьшилось потребление населением хлеба. Поверьте, это произошло не из-за того, что казахстанцы разом сели на мучную диету - так бывает всегда, когда активизируется теневой рынок. Значит, он не отчитывается, из статистики выпадает, и в результате мы имеем неверную общую картину.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод - в целом по отрасли показатели не плохие, а по каждому предприятию - оставляют желать лучшего, потому что практически все зернопереработчики сегодня работают на пороге рентабельности, в одиночку борясь за место на внешнем рынке.
Исправлять ситуацию с «серой» мукой самостоятельно мукомолы не спешат, и наш собеседник их поддерживает в этом:
- Это вопрос не мой. Этим должны заниматься соответствующие органы. И проблема эта системная. А что касается реального положения дел и путей решения этих системных вопросов, то коль уж нас так много, предлагаются как минимум два выхода. Первый - некоторые государственные мужи в качестве варианта рассматривают и такой сценарий - хорошо бы большая, или, скажем так, определенная часть этих предприятий обанкротилась, а все остальные прошли бы через это и работали бы дальше. В свою очередь, Союз считает, что раз уж нас так много, то грех это не использовать, потому что за сухими цифрами всегда стоят живые люди, стоят и определенные финансы, которые бизнес вложил в развитие производства. Поэтому я убежден, что сохранение традиционных и налаживание новых рынков муки методом государственно-частного партнерства было бы очень кстати. На что мы активно надеемся и работаем в этом направлении.
И мукомолы ответят стахановскими показателями, заверяет нас Евгений Ган. По его данным, мукомолье Казахстана сегодня способно переработать 11-12 млн. тонн в год.
- Мы уже не раз озвучивали эту цифру. Другими словами, все то зерно, которое сейчас вывозится за пределы республики, мы могли бы экспортировать в размолотом виде. Понятное дело, что в таком объеме его никто не купит, но есть возможность увеличить экспорт вдвое. Мы не однажды говорили об этом на правительственном уровне.
Минувший маркетинговый год отчетливо показал, в чем корень всех бед казахстанского пищепрода: производить мы научились, торговать научились, а вот поставить оговоренные партии - пока не в состоянии. У главного мукомола страны есть свое мнение на этот счет.
- Здесь я не покажусь оригинальным, если скажу, что самой большой проблемой может стать передача инвентарного парка вагонов в оперирование КазТемирТрансу, на условиях приватного парка. Само по себе это событие сути дела не меняет, но меняются тарифы при этом. Учитывая то, что нагрузка на наши предприятия и без того не высока, то это не будет способствовать увеличению объемов. Хотя с другой стороны, есть надежда, что оборачиваемость вагонов будет выше, а соответственно сократятся и сроки подачи вагонов, и, следовательно, потери от простоев. Но, хочу заметить, что нужно отрабатывать все детали этого перевода.
Говорилось и о государственных преференциях. Ожидают ли их мукомолы Казахстана, и в каких объемах?
- Понимаете, здесь не идет речь о миллионах тенге. Проблема не в этом, проблема в позиции. На сегодняшний день вопрос стоит так: или мы считаем мукомолье как ресурс для развития АПК в целом, и максимально используем этот его потенциал, или все идет естественным путем - так, как оно идет сейчас. Ведь самое главное - желание. А после нужно начинать считать миллионы тенге или миллиарды тенге. Это уже вторичный вопрос. Другими словами, первое, что мы сегодня должны сделать, - это определиться с приоритетами. Ведь посмотрите. Сейчас разрабатывается программа развития АПК, и вот цифры из нее: на растениеводство планируется выделять 39% бюджетных средств, на животноводство - 19%, на переработку и «пищевку», последняя, кстати сказать, там вообще не упоминается, - 4%. Вот вам и поле для размышлений. Хотя, какой смысл вкладывать такие деньги в растениеводство, когда сегодня мы уже пришли к пониманию того, что здесь мы уже добились успехов. И наиболее актуально не увеличение объемов производства, а его диверсификация, или развитие последующих цепей. То есть мы выращиваем, но не знаем, куда это все девать?
Подводя итог вышесказанному, председатель Союза мукомолов Казахстана весь спектр задач агрокомплекса уместил в одно предложение.
- В моем понимании развитие переработки и «пищевки», развитие экспортного потенциала - для АПК являются ключевыми задачами.
Виктор Буднин
Газета «КазахЗерно.kz»
с автором можно связаться по адресу:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.